Частное учреждение

«Владимирское Бюро
судебной экспертизы»

Некоммерческая организация

тел: (4922) 444-610
 

Фотогалерея

перейти в галерею

I. Некоторые термины судебной автотехической экспертизы.

1. АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ — 1) дорожная обста­новка, в которой водитель не имеет технической воз­можности предотвратить происшествие. А. с. возника­ет, если водитель мог обнаружить, напр., препятствие в момент, когда расстояние до него превышало остано­вочный путь, но не принял своевременно мер для пре­дотвращения наезда либо когда это расстояние было меньше остановочного пути. А. с. создается тем участ­ником движения, который своими действиями (бездей­ствием), не соответствующими требованиям норматив­ных актов, лишает себя или водителя другого транс­портного средства технической возможности предотвра­тить происшествие. А. с. может возникнуть и независи­мо от действий участников движения (напр., при вне­запном возникновении неисправности транспортного средства); 2) дорожная обстановка, при которой воз­никающие препятствия могут привести к происшествию даже при соблюдении водителем правил безопасности движения (напр., открытые люки и малозаметные раз­рытия на проезжей части без ограждений, провисаю­щие над дорогой провода, другие малозаметные пре­пятствия в условиях ограниченной видимости и т. п.).

 

2. АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - транспорт­ное средство, тяговое усилие которого создается с по­мощью двигателя за счет сцепления его колес или ко­лес буксирующего транспортного средства с дорогой, не оборудованной специальными направляющими уст­ройствами  для   колес   (напр.,   рельсами).

 

3. АГРЕГАТ — унифицированный узел машины (напр., двигатель, коробка передач автомобиля), выполняю­щий определенные функции.

 

4. БЕЗОПАСНАЯ ДИСТАНЦИЯ (в конкретной до­рожно-транспортной ситуации) — расстояние между следующими с одинаковыми скоростями в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее водителю заднего транспортного средства предотвра­тить столкновение в случае внезапного торможения переднего в данной дорожно-транспортной ситуации. При этом предполагается применение водителем таких прие­мов управления, которые в конкретной дорожной об­становке сами по себе не должны привести к возникно­вению опасности для движения (напр., к потере управ­ления в результате заноса, выезду в опасном направ­лении). Б. д. не исключает возможности столкновения при внезапной остановке впереди идущего транспорт­ного средства, напр., наезда на препятствие.

 

5. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ — движение, при котором нет угрозы возникновения до­рожно-транспортного происшествия. Б. д. д. — один из показателей эффективности дорожного движения. Она предполагает проведение системы мероприятий, направ­ленных па предотвращение дорожно-транспортных про­исшествий и смягчение их последствий, включая соот­ветствующие подготовку и воспитание его участников, совершенствование конструкции транспортных средств и дорожных условий, содержание их в состоянии, от­вечающем   требованиям   соответствующих   норм   и   правил, а также регулирование движения и надзор за со­блюдением Правил дорожного движения.

 

6. БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРВАЛ — минимальное рас­стояние между боковыми частями транспортных средств, исключающее (с учетом возмущающих воз­действий) возможность их взаимного контакта при движении параллельными курсами.

 

7. ВИДИМОСТЬ — возможность различать особенно­сти окружающей обстановки, обусловленная степенью освещенности проезжей части дороги, предметов ее обустройства  и  иных  предметов,   а  также   прозрачностью воздушной среды. Характеристикой В. является ее дальность. Различают дальность общей и дальность конкретной В. Дальность общей В. - расстояние от пе­редней части транспортного средства, на котором с ме­ста водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортное средство в соответствующей поло­се. Дальность конкретной В. — расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места во­дителя препятствие может быть узнано по его харак­терным   признакам.

 

8. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯ (в автотехниче­ской экспертизе) — промежуток времени с момента по­явления в поле зрения водителя сигнала об опасности для движения до начала воздействия водителя на ор­ганы управления автотранспортным средством (тормоз­ная педаль, рулевое колесо, педаль акселератора).

 

9. ГЛАВНАЯ ДОРОГА — одна из дорог, образующих нерегулируемый перекресток, право беспрепятственно­го проезда по которому предоставляется любому сле­дующему по ней транспортному средству. Пересечение транспортными  средствами  Г.  д.  допустимо  лишь  при условии, что при этом, для движения по ней, не будут создаваться помехи. Исключение составляет пересече­ние Г. д. транспортными средствами, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами. При своевременной подаче сигналов перед перекрестком водители этих транспортных средств пользуются пра­вом беспрепятственного пересечения Г. д. в любом на­правлении.

 

10. ДЕЙСТВИЕ ВОДИТЕЛЯ — относительно закончен­ный элемент управления водителем транспортным средством, связанный с выполнением к.-л. простой текущей задачи, контролем за дорожно-транспортной ситуацией   и   управлением   транспортным   средством.

 

11. ДОРОГА — инженерное сооружение, предназначен­ное для движения наземного и подземного видов транс­порта (напр., собственно автомобильная дорога, улица, переулок) по всей ширине. Д. включает в себя тротуа­ры, обочины и разделительные полосы.

 

12. ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА — линии, надписи и дру­гие обозначения на проезжей части дороги, бордюрах, элементах дорожных сооружений, применяемые как самостоятельно, так и в сочетании с дорожными зна­ками и световой сигнализацией. Д. р. подразделяются на вертикальную, горизонтальную, краевую, поперечную и продольную.

 

13. ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ — верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды, хорошо сопротивля­ющийся истирающим, ударным и сдвигающим нагруз­кам от колес, а также воздействию природных факто­ров.

 

14. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ СИТУАЦИЯ (ДТС) — совокупность развивающихся событий на дороге, обус­ловленных взаимодействием водителя и других участни­ков движения в определенных пространственно-времен­ных границах.

 

15. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ (ДТП) — событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой травму или смерть людей, по­вреждение транспортных средств и грузов, искусствен­ных сооружений или нанесшее другой материальный ущерб.

 

16. ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ — средства регулирования дорожного движения. Д. з. служат для предупрежде­ния водителей об имеющихся на пути опасностях, за­прещения движения всех или некоторых транспортных средств на отдельных участках дорог (улиц), введе­ния ограничений в движении или указания направле­ния потоков, оповещения об особенностях дорожной обстановки и сообщения иных сведений, облегчающих пользование дорогами (улицами).

 

17. ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ — механические устройст­ва, предназначаемые и используемые на всех этапах строительства дороги (автогрейдеры, бульдозеры, грей­деры-элеваторы, погрузчики, скреперы, укладчики по­крытий, экскаваторы и т. п.).

 

18. ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ — комплекс факторов, фор­мирующих дорожное движение и влияющих на выбор режимов движения транспортных потоков и безопас­ность дорожного движения.

 

19. ЗАНОС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — угловое перемещение транспортного средства в ту или иную сторону под влиянием внешних возмущающих воздей­ствий,  вызывающих  боковое скольжение колес.  Различают З. т. с. двух родов: 3. т. с. первого рода сопро­вождается боковым скольжением колес задней оси, второго рода — боковым  скольжением  колес  всех осей.

 

20. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ — совокупность сведений об обстоятельствах дела и объектах экспертного исследова­ния, содержащихся в постановлении следователя (оп­ределении суда) о назначении экспертизы, а также в представленных для исследования и оцененных органом, назначившим экспертизу, материалах дела, которые не­обходимы эксперту для установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и решения по­ставленных перед ним вопросов. И. д. являются также научно-технические данные (из справочников, учебных пособий и другой специальной литературы), используе­мые  экспертом   при   производстве  экспертизы.

 

21. КУРСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — свойство управляемого транспортного средства сохранять заданное направление движения при наличии   внешних   возмущающих  воздействий.

 

22. МАНЕВР — перемещение   транспортного    средства, сопровождающееся изменением водителем направления его движения и преднамеренным выездом за пределы первоначально  избранной  им  полосы  движения.

 

23. МЕСТО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИС­ШЕСТВИЯ — участок дороги и примыкающей к нему местности, на котором произошло дорожно-транспорт­ное происшествие (напр.,. наезд транспортного средства на препятствие) и где непосредственно после происше­ствия находились относящиеся к нему объекты (транс­портные средства, отделившиеся от них части, выпав­ший груз, пострадавшие, их личные вещи и т. п.), препятствия, оказавшие влияние на движение транспорт­ного средства непосредственно перед происшествием (напр., неровности, разрытия, посторонние предметы на дороге), а также следы, по которым удалось устано­вить (или уточнить) механизм происшествия (следы движения транспортных средств и иных объектов на дороге, осколки, разлитая жидкость, осыпавшаяся зем­ля и др.).

 

24. МЕСТО НАЕЗДА (столкновения) — место, где в мо­мент первичного удара находились транспортное сред­ство и препятствие (пешеход, другое транспортное средство, к.-л. предмет, с которым произошло сопри­косновение транспортного средства, и др.). Условно за М. н. принимается точка на дороге, соответствующая тому месту, где препятствию был нанесен первоначаль­ный удар. Положение этой точки в поперечном направ­лении дороги определяется расстоянием до края ее проезжей части (или до линии продольной разметки), а в продольном — расстоянием до ориентира (к.-л. объ­екта — столба, угла дома, границы перекрестка). При определении М. н. устанавливается положение на до­роге  каждого из столкнувшихся транспортных средств.

 

25. МЕХАНИЗМ СТОЛКНОВЕНИЯ (наезда, опроки­дывания) — взаимосвязь причин, условий возникнове­ния столкновения и факторов, определяющих их по­явление. М. с. определяется направлением, скоростью движения транспортного средства и характером пре­пятствия, их взаиморасположением в момент удара и после него, характером полученных при ударе по­вреждений. Во многих случаях для установления М. с. необходимо проведение трасологических исследований.

 

26. МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМАЯ ДИСТАНЦИЯ — наименьшее расстояние между транспортными средст­вами, следующими в попутном направлении с одинаковыми скоростями, при котором водитель заднего транс­портного средства имеет возможность предотвратить столкновение в случае внезапного торможения передне­го транспортного средства, если его внимание скон­центрировано на торможении переднего транспортного средства и время его реакции на стоп-сигнал мини­мально.

 

27. МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЯ ИЛИ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРУЮ В СОСТОЯНИИ ОБНАРУЖИТЬ ВОДИТЕЛЬ—мо­мент, когда дорожно-транспортная ситуация требует принятия участниками дорожного движения незамед­лительных мер по предотвращению возможности воз­никновения   дорожно-транспортного   происшествия.

 

28. НАЕЗД — дорожно-транспортное происшествие, за­ключающееся  в контакте  механического  транспортного средства с неподвижным препятствием, стоящим тран­спортным средством, гужевым транспортом, пешехода­ми, велосипедистами, животными и нередко влекущее за собой ранения (и даже гибель) людей, повреж­дение транспортных средств, сооружений и грузов ли­бо   иной   материальный   ущерб.

 

29. ОБГОН - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

 

30. ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ — возмож­ность видеть с места водителя дорожную обстановку на полосе его движения и по обе стороны от нее, а также, пространство на некоторой высоте над транс­портным   средством.

 

31. ОБЪЕКТ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКС­ПЕРТИЗЫ — транспортные средства (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место дорожно-транспортного происшествия, оставшиеся на них следы, водитель, материалы дела, не требующие правовой оценки.

 

32. ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

 

33. ПАССАЖИР - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

 

34. ПЕШЕХОД - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

 

35. ПЕРЕСТРОЕНИЕ - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

 

36. ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ—пространство, охва­тываемое  фиксированным   взглядом   водителя.

 

37. ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

 

38. ЮЗ КОЛЕСА — движение колеса при наличии про­дольного скольжения.

 

39. ЮЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — движение транспортного средства при наличии у ведущих колес продольного скольжения.