I. Некоторые термины судебной автотехической экспертизы.
1. АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ — 1) дорожная обстановка, в которой водитель не имеет технической возможности предотвратить происшествие. А. с. возникает, если водитель мог обнаружить, напр., препятствие в момент, когда расстояние до него превышало остановочный путь, но не принял своевременно мер для предотвращения наезда либо когда это расстояние было меньше остановочного пути. А. с. создается тем участником движения, который своими действиями (бездействием), не соответствующими требованиям нормативных актов, лишает себя или водителя другого транспортного средства технической возможности предотвратить происшествие. А. с. может возникнуть и независимо от действий участников движения (напр., при внезапном возникновении неисправности транспортного средства); 2) дорожная обстановка, при которой возникающие препятствия могут привести к происшествию даже при соблюдении водителем правил безопасности движения (напр., открытые люки и малозаметные разрытия на проезжей части без ограждений, провисающие над дорогой провода, другие малозаметные препятствия в условиях ограниченной видимости и т. п.).
2. АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - транспортное средство, тяговое усилие которого создается с помощью двигателя за счет сцепления его колес или колес буксирующего транспортного средства с дорогой, не оборудованной специальными направляющими устройствами для колес (напр., рельсами).
3. АГРЕГАТ — унифицированный узел машины (напр., двигатель, коробка передач автомобиля), выполняющий определенные функции.
4. БЕЗОПАСНАЯ ДИСТАНЦИЯ (в конкретной дорожно-транспортной ситуации) — расстояние между следующими с одинаковыми скоростями в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее водителю заднего транспортного средства предотвратить столкновение в случае внезапного торможения переднего в данной дорожно-транспортной ситуации. При этом предполагается применение водителем таких приемов управления, которые в конкретной дорожной обстановке сами по себе не должны привести к возникновению опасности для движения (напр., к потере управления в результате заноса, выезду в опасном направлении). Б. д. не исключает возможности столкновения при внезапной остановке впереди идущего транспортного средства, напр., наезда на препятствие.
5. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ — движение, при котором нет угрозы возникновения дорожно-транспортного происшествия. Б. д. д. — один из показателей эффективности дорожного движения. Она предполагает проведение системы мероприятий, направленных па предотвращение дорожно-транспортных происшествий и смягчение их последствий, включая соответствующие подготовку и воспитание его участников, совершенствование конструкции транспортных средств и дорожных условий, содержание их в состоянии, отвечающем требованиям соответствующих норм и правил, а также регулирование движения и надзор за соблюдением Правил дорожного движения.
6. БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРВАЛ — минимальное расстояние между боковыми частями транспортных средств, исключающее (с учетом возмущающих воздействий) возможность их взаимного контакта при движении параллельными курсами.
7. ВИДИМОСТЬ — возможность различать особенности окружающей обстановки, обусловленная степенью освещенности проезжей части дороги, предметов ее обустройства и иных предметов, а также прозрачностью воздушной среды. Характеристикой В. является ее дальность. Различают дальность общей и дальность конкретной В. Дальность общей В. - расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортное средство в соответствующей полосе. Дальность конкретной В. — расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места водителя препятствие может быть узнано по его характерным признакам.
8. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯ (в автотехнической экспертизе) — промежуток времени с момента появления в поле зрения водителя сигнала об опасности для движения до начала воздействия водителя на органы управления автотранспортным средством (тормозная педаль, рулевое колесо, педаль акселератора).
9. ГЛАВНАЯ ДОРОГА — одна из дорог, образующих нерегулируемый перекресток, право беспрепятственного проезда по которому предоставляется любому следующему по ней транспортному средству. Пересечение транспортными средствами Г. д. допустимо лишь при условии, что при этом, для движения по ней, не будут создаваться помехи. Исключение составляет пересечение Г. д. транспортными средствами, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами. При своевременной подаче сигналов перед перекрестком водители этих транспортных средств пользуются правом беспрепятственного пересечения Г. д. в любом направлении.
10. ДЕЙСТВИЕ ВОДИТЕЛЯ — относительно законченный элемент управления водителем транспортным средством, связанный с выполнением к.-л. простой текущей задачи, контролем за дорожно-транспортной ситуацией и управлением транспортным средством.
11. ДОРОГА — инженерное сооружение, предназначенное для движения наземного и подземного видов транспорта (напр., собственно автомобильная дорога, улица, переулок) по всей ширине. Д. включает в себя тротуары, обочины и разделительные полосы.
12. ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА — линии, надписи и другие обозначения на проезжей части дороги, бордюрах, элементах дорожных сооружений, применяемые как самостоятельно, так и в сочетании с дорожными знаками и световой сигнализацией. Д. р. подразделяются на вертикальную, горизонтальную, краевую, поперечную и продольную.
13. ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ — верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды, хорошо сопротивляющийся истирающим, ударным и сдвигающим нагрузкам от колес, а также воздействию природных факторов.
14. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ СИТУАЦИЯ (ДТС) — совокупность развивающихся событий на дороге, обусловленных взаимодействием водителя и других участников движения в определенных пространственно-временных границах.
15. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ (ДТП) — событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой травму или смерть людей, повреждение транспортных средств и грузов, искусственных сооружений или нанесшее другой материальный ущерб.
16. ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ — средства регулирования дорожного движения. Д. з. служат для предупреждения водителей об имеющихся на пути опасностях, запрещения движения всех или некоторых транспортных средств на отдельных участках дорог (улиц), введения ограничений в движении или указания направления потоков, оповещения об особенностях дорожной обстановки и сообщения иных сведений, облегчающих пользование дорогами (улицами).
17. ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ — механические устройства, предназначаемые и используемые на всех этапах строительства дороги (автогрейдеры, бульдозеры, грейдеры-элеваторы, погрузчики, скреперы, укладчики покрытий, экскаваторы и т. п.).
18. ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ — комплекс факторов, формирующих дорожное движение и влияющих на выбор режимов движения транспортных потоков и безопасность дорожного движения.
19. ЗАНОС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — угловое перемещение транспортного средства в ту или иную сторону под влиянием внешних возмущающих воздействий, вызывающих боковое скольжение колес. Различают З. т. с. двух родов: 3. т. с. первого рода сопровождается боковым скольжением колес задней оси, второго рода — боковым скольжением колес всех осей.
20. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ — совокупность сведений об обстоятельствах дела и объектах экспертного исследования, содержащихся в постановлении следователя (определении суда) о назначении экспертизы, а также в представленных для исследования и оцененных органом, назначившим экспертизу, материалах дела, которые необходимы эксперту для установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и решения поставленных перед ним вопросов. И. д. являются также научно-технические данные (из справочников, учебных пособий и другой специальной литературы), используемые экспертом при производстве экспертизы.
21. КУРСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — свойство управляемого транспортного средства сохранять заданное направление движения при наличии внешних возмущающих воздействий.
22. МАНЕВР — перемещение транспортного средства, сопровождающееся изменением водителем направления его движения и преднамеренным выездом за пределы первоначально избранной им полосы движения.
23. МЕСТО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ — участок дороги и примыкающей к нему местности, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие (напр.,. наезд транспортного средства на препятствие) и где непосредственно после происшествия находились относящиеся к нему объекты (транспортные средства, отделившиеся от них части, выпавший груз, пострадавшие, их личные вещи и т. п.), препятствия, оказавшие влияние на движение транспортного средства непосредственно перед происшествием (напр., неровности, разрытия, посторонние предметы на дороге), а также следы, по которым удалось установить (или уточнить) механизм происшествия (следы движения транспортных средств и иных объектов на дороге, осколки, разлитая жидкость, осыпавшаяся земля и др.).
24. МЕСТО НАЕЗДА (столкновения) — место, где в момент первичного удара находились транспортное средство и препятствие (пешеход, другое транспортное средство, к.-л. предмет, с которым произошло соприкосновение транспортного средства, и др.). Условно за М. н. принимается точка на дороге, соответствующая тому месту, где препятствию был нанесен первоначальный удар. Положение этой точки в поперечном направлении дороги определяется расстоянием до края ее проезжей части (или до линии продольной разметки), а в продольном — расстоянием до ориентира (к.-л. объекта — столба, угла дома, границы перекрестка). При определении М. н. устанавливается положение на дороге каждого из столкнувшихся транспортных средств.
25. МЕХАНИЗМ СТОЛКНОВЕНИЯ (наезда, опрокидывания) — взаимосвязь причин, условий возникновения столкновения и факторов, определяющих их появление. М. с. определяется направлением, скоростью движения транспортного средства и характером препятствия, их взаиморасположением в момент удара и после него, характером полученных при ударе повреждений. Во многих случаях для установления М. с. необходимо проведение трасологических исследований.
26. МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМАЯ ДИСТАНЦИЯ — наименьшее расстояние между транспортными средствами, следующими в попутном направлении с одинаковыми скоростями, при котором водитель заднего транспортного средства имеет возможность предотвратить столкновение в случае внезапного торможения переднего транспортного средства, если его внимание сконцентрировано на торможении переднего транспортного средства и время его реакции на стоп-сигнал минимально.
27. МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЯ ИЛИ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРУЮ В СОСТОЯНИИ ОБНАРУЖИТЬ ВОДИТЕЛЬ—момент, когда дорожно-транспортная ситуация требует принятия участниками дорожного движения незамедлительных мер по предотвращению возможности возникновения дорожно-транспортного происшествия.
28. НАЕЗД — дорожно-транспортное происшествие, заключающееся в контакте механического транспортного средства с неподвижным препятствием, стоящим транспортным средством, гужевым транспортом, пешеходами, велосипедистами, животными и нередко влекущее за собой ранения (и даже гибель) людей, повреждение транспортных средств, сооружений и грузов либо иной материальный ущерб.
29. ОБГОН - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.
30. ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ — возможность видеть с места водителя дорожную обстановку на полосе его движения и по обе стороны от нее, а также, пространство на некоторой высоте над транспортным средством.
31. ОБЪЕКТ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ — транспортные средства (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место дорожно-транспортного происшествия, оставшиеся на них следы, водитель, материалы дела, не требующие правовой оценки.
32. ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
33. ПАССАЖИР - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
34. ПЕШЕХОД - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
35. ПЕРЕСТРОЕНИЕ - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
36. ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ—пространство, охватываемое фиксированным взглядом водителя.
37. ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
38. ЮЗ КОЛЕСА — движение колеса при наличии продольного скольжения.
39. ЮЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — движение транспортного средства при наличии у ведущих колес продольного скольжения.